История Епархии

История Колымского края

Освоение территории современной Магаданской области русскими землепроходцами и мореплавателями началось в первой половине 17 века. Пришедшие в район Охотского побережья они основывали укрепленные поселения — остроги. Остроги, как правило, являлись опорными пунктами сбора дани-ясака и распространения русского влияния на коренные народы Северо-Востока, вошедшие в состав Российского государства.

 По следам землепроходцев продвигDSC2212-22.jpgались самоотверженные христианские миссионеры, распространялось православие, возводились часовни, строились церкви. Прежде всего это происходило в острогах, а первым из них на побережье Охотского моря был основан Тауйский острог. Построенный осенью 1653 года казаками Михаила Стадухина, он первоначально располагался на правом берегу реки Тауй, ее притоке Амунке. Затем Тауйский острог был перенесен на реку Яна.

 В 1739 году майор Якутского полка Василий Мерлин вышел в другую часть Охотского побережья и основал еще один укрепленный пункт. Его назвали Ямским острогом. Побывавший там весной 1743 года участник Второй Камчатской экспедиции Яков Линденау писал: «Укрепление последнего из штакетов на четырех углах к югу с двумя башнями, к северу — ворота с бойницей. Эти укрепления в окружности составляют 70 сажень. В этом остроге имеется часовня, ясашная изба и четыре государственных дома, в которых живут служивые».

 Прошло менее десяти лет и в 1752 году русские казаки основали, пожалуй, самый мощный опорный пункт на Охотском побережье — Гижигинскую крепость. Спустя 6 лет там построили православную церковь, которая тут же стала выступать распространителем христианства. Насколько позволяют судить собранные факты в 1765 году священник Гижигинской крепости потребовал от командира крепости дать ему надежного толмача для сбора сведений о числе проживающих коряков и для перевода для них различных проповедей.

 Немного позднее Гижигинская крепость получила название Гижигинск. В 1783 году ей был присвоен статус города, а затем и свой герб. Спустя 5 лет здесь побывал первый иностранец — сын французкого консула в Петербурге БартоломейЛессепс, начавший свое путешествие из Петропавловска. В Гижигинске, обнесенном деревянным забором, он увидел государственные и частые дома, магазины, ларьки, другие заведения, а также церковь постройки 1758 года и принадлежавшие ей небольшие помещения, в которых проживало 3 священнослужителя. Общее население города составляло более 700 человек.

 К концу 18 столетия стало повышаться и значение Тауйского острога. Одно время его даже именовали «форпостом». В начале 19 века в этом форпосте проживало 117 человек, в том числе 6 казаков, 16 эвенов, 46 якутов и 7 коряков. Побывавший здесь осенью 1806 года путешественник И.И.Редовский отмечал :»Есть в форпосте часовня, лучше Инской, имеет она колокола, подвешенные у входа». Тауская часовня была построенна из дерева и несколько раз реконструировалась. К концу 30-х годов 19 столетия она имела 9 метров высоты, более 11 метров длины и почти 4,5 метра ширины. В связи с этим возникло решение высших духовных властей «обратить часовню в церковь путем пристройки к ней алтаря». Одновременно с этим был издан документ, в котором указывалось: «Священник Попов и дьячок Протопопов от Охотской Преображенской церкви назначены быть при Тауйской Покровской церкви… немедленно отправиться в означенное место». Прибыв на место назначения, священник и дьячок организовали строительство, которое растянулось на длительное время. Среди «рабочих людей при постройке новой церкви» в архивных документах к моменту ее окончания упоминаются 39 местных жителя. В их числе- Роман, Федор, Григорий Поповы, Семен и Василий Борисовы, Илья, Гавриил, Иван, Данила, Алексей, Роман, Петр, Игнатий, Савва 1-й и Савва 2-й Шахурдины, а также другие тауйчане. За свою работу все они получали денежную плату и специальное вознаграждение. Из «Тетради для записи выдачи в награду трудящимся при постройке новой церкви за 1844, 1845, 1846 и 1847 годы» видно, что вознаграждение производилось табаком и чаем.

 Освящение Тауйской Покровской церкви состоялось 5 марта 1847 года. Через некоторое время при ней была организованна первая в этих местах приходская школа. В этой школе занималось 4 ученика, изучавших часослов и молитвенник. Плату за обучение вносили родители.

 В то же время священник Тауйской Покровской церкви занимался просветительской деятельностью среди местного населения. Его старания увенчались успехом. В 1858 году Московская синодальна типография отпечатала созданный Стефаном Поповым «Тунгусский букварь с молитвами». Это было первое издание подобного рода. В 1859 году та же типография издала «Краткий тунгусский словарь». Его автором также являлся протоиерей Стефан Попов. В своем роде он был незаурядной яркой личностью и внес несомненный и впечатляющий вклад в то, что к названию Тауйской Покровской церкви присвоили наименование «Благочинная».

 В документах Государственного архива Магаданской области неоднократно встречается и имя современника Стефана Попова — ямского священника Михаила Масюкова. Наряду с первым, он решил организовать обучение местных ребятишек, что и осуществил на практике. Свое заведение Михаил Масюков именовал «Ямским церковным училищем» и даже представлял списки обучающихся у него своему непосредственному начальству. В 1852 году ему было объявлена церковная благодарность «за труды в обучении детей грамоте и «Закону Божьему».

 Сильный удар по церкви был нанесен в послереволюционное время. К концу 30-х годов все храмы и часовни были закрыты, а позднее разрушены. На Пасху 1923 года красноармейцами из отряда Чубарова был расстрелян настоятель Спасской Гижигинской церкви — иеромонах Нифонт.

 Новая страшная страница Колымского края была открыта в 1932 году, когда был создан «Дальстрой» и весь регион покрылся сетью лагерей. Среди заключенных было много тех, кто страдал за верность Христу и Его святой Православной Церкви. Сонм епископов, священнослужителей, монахов и мирян своей мученической кровью напитали суровую северную землю и нашли последний покой в колымской земле.

 Полное отсутствие храмов в регионе в советский период отрицательно сказывалось на духовной жизни людей. Новые поколения людей вырастали без церкви. Но, тем не менее, религиозная жизнь и вера в сердцах многих людей не угасла совсем. Но все попытки создать в г.Магадане православный приход наталкивались на глухую стену непонимания и противодействия со стороны властей.

 История Православия на Колымской земле

 Начало Православия на земле Колымского края было положено в XVII веке русскими землепроходцами — казаками Москвиным, Дежневым и их сподвижниками. С приходом сюда русских православных людей начали строиться часовни и храмы. До революционного лихолетья на земле Колымы насчитывалось около десяти часовен и церквей, которые впоследствии подверглись поруганию и разрушению. На долгие годы духовная жизнь на Крайнем Северо-Востоке замерла.

 Возрождение церковной жизни в епархии началось в 1989 году, когда был зарегистрирован первый православный Свято-Покровский приход в Магаданской области. В микрорайоне «Солнечный» приходом был приобретен частный дом, где после переоборудования под молитвенный дом, 21 сентября 1989 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена первая Божественная Литургия.

 Первоначально приход Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав Хабаровской епархии. По мере образования новых приходов на территории обширной Магаданской области, в состав которой входил и Чукотский автономный округ, возникла потребность в образовании самостоятельной епархии. Магаданская епархия, в которую вошли Магаданская область, Чукотский автономный округ и Камчатская область, была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 года. 23 февраля 1993 года из её состава была выделена Петропавловская епархия на территории Камчатской области, а 19 июля 2000 года — Анадырская епархия на территории Чукотского АО.

 В 1990 году в г. Магадане началось строительство первого каменного храма в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Чин освящения закладки храма произвел епископ Хабаровский Гавриил.

 В настоящее время Магаданская и Синегорская епархия объединяет приходы и монастырь на территории Магаданской области. Кафедральный храм – Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Магадан.

 Первый епископ Магаданской епархии владыка Аркадий (Афонин) (на кафедре с 21 апреля 1991 г. по 1 ноября 1993 г.)

На его плечи поначалу легла вся основная тяжесть возрождения церковно-приходской жизни. За два года своего пребывания на магаданской кафедре епископом Аркадием был достроен ранее заложенный храм Святого Духа, построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было подготовлено и рукоположено несколько священников.

Значительным событием Магаданской епархии стало посещение ее Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в сентябре 1993 года. В ходе визита был отслужен молебен у соборного храма Святого Духа, а также совершена заупокойная лития о всех невинно убиенных на этой «Голгофе XX века».

28 ноября 1993 года на Магаданскую кафедру был возведен епископ Ростислав (Девятов). Среди многочисленных забот о дальнейшем благоустроении епархии были: подготовка и рукоположение новых священнослужителей, открытие приходов, воскресных школ, обеспечение приходов молитвенными зданиями. Для скорейшего восстановления молитвенной жизни приходов под временные храмы приспосабливались частные дома, административные здания.

 Строились и новые храмы. В 1996 году был построен крестильный храм Иоанна Предтечи, на церемонии освящения присутствовали члены хора Троице-Сергиевой Лавры, и в этом же году была открыта часовня св. вмч. Георгия Победоносца. Был заложен храм в честь иконы Божией Матери в пос. Снежный, храм Благовещения Пресвятой Богородицы в пос. Синегорье (достроен в октябре 1999 г.), храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Певеке. Важнейшим событием для Магаданской епархии стало торжественное принесение в Магадан списка с Чудотворной древней Почаевской иконы Божией Матери. В 1996 году священнослужителями епархии во главе с епископом Ростиславом была совершена поездка по местам массовых репрессий Колымы.

В январе 1999 года на магаданскую землю прибыл владыка Анатолий. Первой его задачей стало возрождение монашества на Колыме. Так в Магадане стал действовать первый женский Покровский монастырь. При епископе Анатолии было завершено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Синегорье.

 В поселке Снежный заработал первый в Магаданской области детский православный лагерь. В 2000 году решением Священного Синода владыка Анатолий был переведен викарным епископом в Тобольскую епархию.

 Епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков) (на кафедре с 26 ноября 2000 г. по 7 мая 2003 г.)

 С приездом нового владыки жизнь епархии буквально в считанные месяцы поднялась на более высокий уровень. Были проведены первые, а затем и последующие Рождественские чтения с участием А.И. Осипова, диакона Андрея Кураева, режиссера Н. Барляева. Традиционным стал и крестный ход в бухте Гертнера в праздник Крещения Господня.

 Велики заслуги епископа Феофана и в деле просвещения. Были заключены договоры о сотрудничестве с Управлением образования Магаданской области, и вскоре в школах города стали действовать факультативы «Основы православной культуры». Были открыты молитвенные комнаты в УВД Магаданской области и в колонии особого режима в пос. Уптар.

 Но, пожалуй, самым большим вкладом в развитие Магаданской и Синегорской епархии стало начало строительства кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы на площади в самом центре города.

 В мае 2003 года решением Священного Синода епископ Феофан был переведен в Ставропольскую и Владикавказскую епархию.

7 мая 2003 г. епископом Магаданским и Синегорским был назначен владыка Гурий (Шалимов). За короткий срок он посетил все приходы епархии, где совершал богослужения и общался с местным руководством, паствой и жителями районов области. По инициативе епископа Гурия в Магадане побывала великая святыня дальневосточного региона – чудотворная Икона Божией Матери Албазинская — «Слово плоть бысть». Икону привез архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко). Он оставил в дар точный список этой чудотворной иконы.

 14 сентября 2003 г. была совершена первая Божественная литургия в строящемся Свято-Троицком кафедральном соборе. Это был особый праздник для жителей всего города. В тот день в соборе молились и познакомились с ходом его строительства тысячи магаданцев.

  С 12 октября 2011 года правящим архиереем стал епископ Иоанн (Павлихин).

Назначение владыки Иоанна на Магаданскую и Синегорскую кафедру открыло новую страницу жизни епархии, начался активный процесс преобразования жизни епархии. Перед епископом Иоанном встали новые задачи по благоустройству кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы, по увеличению количества духовенства, по модернизации и возрождению Магаданской и Синегорской епархии.

В настоящее время епархия насчитывает 27 приходов. В большинстве населенных пунктов Магаданской области строятся новые храмы. Общее количество штатного духовенства — 25 священников, 1 диакон.

Исторические названия епархии:

  • Магаданская и Камчатская (31 января 1991 г. — 23 февраля 1993 г.)
  • Магаданская и Чукотская (23 февраля 1993 г. — 19 июля 2000 г.)
  • Магаданская и Синегорская (с 19 июля 2000 г.)

 Архиереи:

  • Аркадий (Афонин) (21 апреля 1991 г. — 1 ноября 1993 г.) с 23 февраля 1993 г.
  • Ростислав (Девятов) (28 ноября 1993 г. — 28 декабря 1998 г.)
  • Анатолий (Аксенов) (28 декабря 1998 г. — 8 октября 2000 г.)
  • Феофан (Ашурков) (26 ноября 2000 г. — 7 мая 2003 г.)
  • Гурий (Шалимов) (7 мая 2003 г. — 5 октября 2011 г.)
  • Иоанн (Павлихин) (с 12 октября 2011 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели